В системе управления производством MRP подсистема отвечает за работу с материалами. Название говорит само за себя: материальных ресурсов планирование. Но планирование не возможно без учета. Следовательно учет, контроль и планирование тесно взаимосвязаны между собой в комплексной автоматизированной системе, выполненной в виде ERP для малого бизнеса. От удобства работы в MRP зависит успех работы всей системы управления производством. Какие "подводные камни" ожидаются на пути учета материалов? Во-первых, прошли времена жестких стандартов наименований. Один и тот же материал (или комплектующее) может быть указан в приходной накладной от разных поставщиков по разному. Во-вторых, замены. Замены ингредиентов в кондитерских изделиях сопровождаются изменением применяемого количества. В производстве электронных изделий вообще существуют множества вариантов замен. Некоторые из которых допустимы для всех изделий, а некоторые только для определенного изделия. Поэтому в системе управления производством заложено две возможности замен. Специфические, т.е. определенные для отдельного изделия. И замены из общей политики замен, т.е. допустимые для всех изделий. Следует подчеркнуть, что если для какой-то позиции в спецификации (составе) продукции назначена специфическая замена, то замены из общей политики уже не применяются. Что касается многовариантности названий, то проблема решена следующим образом. Для материала, входящего в состав изделия, продукции или полуфабриката применяется наименование из строки (элемента) справочника номенклатуры. Но вот к строке (элементу) справочника номенклатуры прикрепляется подчиненный справочник поставщиков. Т.е. каждый материал имеет свой перечень поставщиков, заполняемый автоматически из приходных накладных. А вот к каждому поставщику материала можно прикрепить множество наименований этого материала - как указано в приходных накладных. Прикрепление или связка наименования из справочника номенклатуры и наименования в накладной от поставщика происходит в специальном документе "Счет от поставщика". Когда мы заказываем материал, то высылаем поставщику список со своими наименованиями, а когда получаем счет или накладную, то на основании заказа заполняем документ "Счет поставщика" и напротив нашего наименования можем указать наименование в документе. Как показала практика, это не трудно, так как система позволяет просто отредактировать наше наименование, получив на его основе наименование поставщика. Также можно выбрать готовое наименование, которое применялось в прежних приходных накладных не только от этого поставщика, но от других. Но описание комплексной системы управления производством было бы не полным, если не отметить, что наполнение наименованиями от поставщиков возможно на основе прайсов. ERP для малого бизнеса позволяет задать ключевые параметры и обозначения для них в каждой группе справочника номенклатуры. Автоматизация заключается в том, что читая прайс система управления может сама предложить какие наименования из прайса следует привязать к действующему с системе наименованию. Конечно, при старте работы с системой управления производством потребуется некоторое время, чтобы система "привыкла" к изменяемым наименованиям, но впоследствии всегда будет предложен подходящий вариант для поступившего документа и доля ручного труда сводится к минимуму. Плюсом такого механизма является то, что сразу готовится исходная информация для создания приходной накладной в бухгалтерии. Причем в наименованиях ее учета. Таким образом, ERP видит приход с своих наименованиях, а бухгалтерия в своих. Но когда наступает время списывать материалы в производство, бухгалтерия имеет возможность видеть состав изделия в наименованиях ERP и варианты наименований в бух.учете. Имеется готовая обработка для 1С-бухгалтерии, которая позволяет заполнять документ передачи материалов в производство, используя наименования бухучета, но на основании состава, полученного из ERP. На основании вышеизложенного можно утверждать, и практика это доказала, что "подводные камни" на пути учета материалов в системе управления производством легко обходятся.
В целом система управления производством для функционирования MRP подсистемы использует справочник номенклатуры, в который включены материалы, комплектующие, детали и узлы, полуфабрикаты и изделия, а также услуги. Для функционирования также важен справочник состава изделий, который отражает, из чего состоит деталь, узел, сборка или изделие, а также здесь указывается количество. Состав и количество могут изменяться во времени. Поскольку система управления в варианте ERP для малого бизнеса является комплексной автоматизацией управления и учета, то потребовалось с одной стороны охватить множество функций, а с другой сделать все максимально простым в освоении и использовании. Поэтому в данной системе использован документ "Изготовление", который заполняется из справочника состава изделия, согласно количеству изготовляемого, будь то деталь или изделие в целом. Заполнить можно с раскрытием составляющих. Т.е. изделие будет раскрыто по узлам, а узлы по деталям. Вложенность не ограничена. Но при необходимости в документе можно увидеть все "дерево" изделия с количествами узлов и даже себестоимостью. Документ "Изготовление" может быть просто заполнен, но не проведен для учета. В этом случае он показывает "красные" позиции. Это дефицит, который бывает дефицитом на месте изготовления и в целом по предприятию. Т.е. вы можете увидеть, что можно передать с центрального склада, а что необходимо приобрести. Если у вас небольшое предприятие, то сразу можно сформировать документы на перемещение со склада или список того, что надо приобрести для передачи снабженцу. Но если цикл подготовки производства и само производство занимают несколько дней, то имеет смысл провести документ "Изготовление" в учете. Имеется три режима проведения: план, старт производства и окончание производства. В режиме план документ информирует также подсистему снабжения о дефиците, который следует покрыть поставками. Несколько документов Изготовление формируют общую потребность и снабженцам проще работать, так как система управления производством является комплексной автоматизацией и дефицит им будет показан сразу после появления документов. Изготовление может быть проведено в учете и как предварительное, т.е. это старт изготовления. При этом дефицит материалов и комплектующих все еще показывается снабженцам, а имеющееся на складах может быть перемещено на место изготовления по мере необходимости. Следует отметить, что в документе Изготовление вы можете делать замены. Система предоставит вам все возможные варианты. Причем не только на основании занесенных в справочники варианты замен, но и на основании замен, сделанных в предыдущих изготовлениях. И, наконец, документ Изготовление может быть проведен окончательно, фиксируется факт изготовления. Так провести документ можно только при отсутствии дефицита для изготовления. При окончании изготовления списывается все, что было указано для изготовления. Система управления производством учитывает очередность созданых изготовлений, чтобы при недостатке материалов для всех изготовлений показать для какого изготовления чего не хватает. Однако можно изменить приоритет любого документа, чтобы данное изготовление зарезервировало материалы и комплектующие под себя по максимуму. Окончательное проведение документа Изготовление формирует приходную накладную на приход продукции. В этой приходке будет указана себестоимость изделий. Может быть получена фактическая себестоимость изделий - об этом в управленческом учете. Как видите комплексная автоматизированная система управления производством использует минимум справочников и документов для функционирования MRP подсистемы.
Система управления производством в MRP подсистеме использует следующую цепочку обработки данных по материалам. Состав изделия используется для планирования изготовления нужного количества продукции. То, что необходимо отражается в документах "Изготовление". На основании разницы между наличием на складах и потребным совокупным количеством под все изготовления формируется общий дефицит. На основании дефицита формируются заявки поставщикам. При необходимости при проработке дефицита можно сделать замены, но чаще замены делаются при проработке заявок поставщикам - согласно предложениям поставщика. Замены на этом этапе, при необходимости, могут быть отражены системой в документах изготовления. А могут быть прописаны в справочнике замен. На основании заявок поставщикам и счетов поставщиков формируются документы "Счета поставщиков". Также на основании заявок поставщикам формируются приходные накладные. После прихода можно сформировать перемещения материалов на места изготовления как вручную, так и из документов изготовлений. Такая цепочка позволяет свести к минимуму труд по набору данных, а значит уменьшить количество ошибок и появляется возможность контроля проработки снабжения материалами, что согласуется с целями комплексной автоматизированной системы управления.
Все права принадлежат ЧП Коновалов С.Л. Обмен ссылками приветствуется. При заимствовании материалов просьба ссылаться на этот сайт.